Живописное мифотворчество

Я искренне убежден в том, что художник должен рисовать. И, по возможности, делать это хорошо. Иначе остальное теряет смысл. Художник Ахра Аджинджал умеет это делать, причем – превосходно.

По правилам хорошего тона, в первую очередь следует познакомить с биографическими данными художника, выяснить, где и чему он учился, как часто и где выставлялся, и тому подобное. Много времени это не займет, но внимания стоит, потому что данные эти небезынтересны. Ахра – уроженец Абхазии. Закончил Сухумское художественное училище, затем продолжил образование в Московском государственном университете на историческом факультете (отделение истории искусств). Параллельно занимался живописью и графикой. Далее последовал период работы в журнале «Искусство Абхазии» (одновременно в области книжной и журнальной графики). Стоит отметить и то, что Аджинджал является автором более пятидесяти статей и заметок, опубликованных в Абхазии и России. И, разумеется, многочисленные выставки: в России, Украине, Швейцарии, Греции, Италии… С 1993 года он живет в Киеве.

Образование и общая впечатляющая эрудиция сказываются на его работах. Глубокие познания в истории искусств дают о себе знать. Художник с легкостью вступает в диалог с любимыми художниками. Это не заимствование и не банальное подражание, а именно диалог на равных. И самое важное: с кем бы Ахра ни «вступал в беседу», он всегда остается самим собой, во всех работах чувствуется его индивидуальный почерк и на всех них лежит отпечаток его образа мыслей. Простите за некоторый пафос, но это действительно так. Да и сама «беседа», как правило, протекает на уровне эмоциональных соответствий и смутных формальных намеков и не более того.

Почему-то считается, что работа, исполненная на бумаге, относится к сфере графики. Аджинджал редко работает с холстом, по большей части он использует бумагу или картон, но графическими его работы назвать невозможно.

Живописное мифотворчество
Живописное мифотворчество

Это подлинная живопись, в буквальном смысле этого слова, то есть «живо, жизненно написанное», но не слепо копирующая окружающий мир, а создающая свой, наполненный жизненной силой.

Работы Ахры по-своему мифологичны. Здесь также необходимо пояснение: в них нет знакомых сюжетов, нет никаких (или почти никаких) отсылок к мифологии. Но, как в свое время остроумно отметил Жорж Батай, «отсутствие мифа – это тоже миф». В работах художника создается своя, новая мифология. И не имеет значения, что изображено на картинах, – излюбленные художником натюрморты и пейзажи, или практически беспредметные композиции – возникает неповторимый мир, управляемый законами гармонии. Интересен не сам изображенный предмет, а чувства и мысли, которые он вызывает. Создается новое пространство, одновременно эфемерное и материальное. Или, если высказаться немного иначе, пространство, наполненное метафорами и соответствиями в том смысле, в котором его трактовал Шарль Бодлер в своем знаменитом стихотворении.

Живописное мифотворчество
Живописное мифотворчество

Картины Аджинджала представляют собой открытое пространство. Наверно поэтому, когда ты их рассматриваешь, появляется чувство свободы, духовной раскрепощённости и некоего умиротворения, если позволительно так будет выразиться. В большинстве случаев в них не уделяется ни малейшего внимания перспективе, да она здесь и ни к чему – в них используются совершенно иные измерения, другие законы зрения и восприятия перспективы. Скорее, речь здесь идет о внутренних пространствах, находящихся в нас самих, и, если повезет, то, внимательно рассматривая эти картины, мы узнаем немного больше не только о внешнем мире, но о себе самих.

Важное значение в работах Ахры имеет не только пространство, но и свет, которым оно озарено. Здесь не увидишь ярких всполохов или вспышек, свет очень мягкий и приглушенный, мимолетный. Но именно благодаря ему пространство становится весомым и в то же время прозрачным и загадочным, застывшим на краю мгновения, если воспользоваться образом поэта.

Живописное мифотворчество
Живописное мифотворчество

Художник как-то сказал, что в искусстве для него самое главное – это выражение. Не самовыражение, когда человек хочет выделиться любым способом, а выражение своих чувств, впечатлений, мыслей с помощью изобразительных средств. Вовсе не обязательно быть философом или поэтом, достаточно быть художником. По своей сути, это одно и то же. Ахра воспринимает мир, переосмысливает его и преобразует в картины, восприятие которых требует не только эмоциональной отзывчивости, чувства вкуса, но и способности интеллектуального постижения. Впрочем, способность думать почти во все времена была востребованной (но это так, к слову).

Вот он и создает свой мир – неспешный, гармоничный и осмысленный. И «территория» Ахры Аджинджала воспринимается как пространство, насыщенное поэзией и негромко звучащей камерной музыкой. Поэзия всегда стремилась к музыке (и наоборот), чтобы добиться идеального синтеза. Этот союз художник смог передать средствами своей живописи. Осознанно, или нет – это уже не имеет значения, важен результат. Вряд ли с ним можно кого-то сопоставить по этим качествам, ну, может быть, от силы нескольких человек. Это неудивительно, если принять во внимание яркую индивидуальность Ахры Аджинджала, неповторимость его почерка и мировосприятия.

Живописное мифотворчество
Живописное мифотворчество

Нужно отдать должное, Ахра уделяет внимание не только традиционным средствам живописи и графики, но с удовольствием экспериментирует и ищет новые средства выражения. В качестве примера можно привести способ, получивший название «коллаж минус». Помните технику фроттажа, изобретенную Максом Эрнстом в 1920-х годах? Суть его проста: лист бумаги, положенный на срез дерева, натирается карандашом. Затем несколько штрихов поверх узора для придания формы, и вот уже появляется зыбкое пространство сновидения, населенное фантасмагорическими персонажами. Здесь же все от обратного – изобразительные слои не добавляются, а убираются, а оставшееся оформляется карандашом, краской или пастелью. Результат – впечатляющий. Вроде бы ничего сложного, но это только на первый взгляд. Если не верите, попробуйте сами, увидите, что все не так просто. Это примерно то же самое, что «увидеть огромный мир в зерне песка». А чтобы «увиденным» увлечь других людей нужно быть подлинным художником.

У Ахры это получается. Он (как это ни банально звучит) находится в постоянном поиске, ищет ту золотую середину между реализмом и тем, что мы называем «современным искусством», оставаясь при этом самим собой, сохраняя мужественную верность своим идеалам и честность перед собой и другими. Работы художника наполнены магической привлекательностью, положительной энергией, которую он передает нам с вами. Спасибо ему.

ТЕКСТ: Александр Морозов.

Источник: cultprostir.ua

Самое интересное:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *